Источник: Бюро Правовой Информации от 24.03.2004Роксана Ахмедова
В Совете Федерации подготовлены поправки в налоговое законодательство, направленные на улучшение упрощенной системы налогообложения (УСН) для малого бизнеса. Но сенаторы не ограничились только этим, а предложили ужесточить в рамках этой системы администрирование единого налога на вмененный доход. Более того, они хотят обязать мелких предпринимателей ходить с отчетами в фискальные органы не раз в квартал, как сейчас, а раз в месяц. В Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" говорят, что поддержат все разумные предложения Совета Федерации, за исключением этих новаций.
В минувший понедельник временная налоговая комиссия при Совете Федерации одобрила в целом разработанные ее же рабочей группой законопроекты, которые предусматривают внесение изменений в Налоговый кодекс и касаются малого бизнеса, использующего специальные режимы налогообложения.
СПРАВКА: Налоговый кодекс предусматривает два вида специального налогообложения малого бизнеса. Это - упрощенная система налогообложения (УСН) и система уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Суть обоих систем одинакова: их применение предусматривает замену налогов - на прибыль, с продаж, на имущество организаций, на добавленную стоимость, а также ЕСН - единым налогом. Расходы на пенсионные взносы компенсируются малым предприятиям путем снижения остальных отчислений. Ставка единого налога в упрощенной системе на выбор предпринимателя может составлять либо 6% от выручки, либо 15% - от суммы разницы между доходами и расходами. Ставка же ЕНВД устанавливается на региональном уровне и корректируется специальными коэффициентами, учитывающими, в частности, местные реалии. Базовая доходность, необходимая для расчета ставки ЕНВД утверждена для отдельных видов деятельности в Налоговом кодексе. Пользоваться обеими системами могут малые предприятия, имеющие годовой оборот до 15 млн руб. и нематериальные активы, не превышающие 100 млн руб. Численность работников таких предприятий должна быть не более 100 человек, а доля уставного капитала, принадлежащая другим юридическим лицам - не больше 25%.
Сенаторы предлагают освободить плательщиков единого налога на вмененный доход от обязанности ведения бухгалтерского учета. Они будут вести только книгу учета доходов и расходов. В настоящее время от бухучета освобождены лишь предприниматели, использующие упрощенную систему налогообложения.
Также члены временной налоговой комиссии СФ предложили уточнить и расширить в Налоговом кодексе перечень предприятий, имеющих право использовать ЕНВД. В него предлагается включить, в частности, "точки общественного питания, не имеющие зала для обслуживания посетителей", то есть нестационарные пункты общепита, например, летние кафе.
Члены СФ рекомендуют устранить существующий в кодексе недочет в определении бытовых услуг - "платные услуги, оказываемые физическим лицам". Из этого определения следует, отмечают разработчики в пояснительной записке к законопроектам, что малый бизнес может перейти в систему уплаты ЕНВД, оказывая услуги населению, но не может этого сделать, предлагая те же услуги предпринимателям и юридическим лицам. В этом случае малые предприятия должны оставаться в общей системе налогообложения. Малому бизнесу, предоставляющему одни и те же услуги, должны быть предоставлены равные права, полагают сенаторы.
В законопроектах, разработанных в СФ, содержится и уточнение понятия площади торгового зала. Сейчас предметом споров являются площади вспомогательных помещений предприятий малого бизнеса, в которых не обслуживаются посетители. Нынешним законодательством, объясняют авторы законопроекта в пояснительной записке, ограничивается возможность перехода на упрощенную систему налогообложения, если нематериальные активы компании превышают в суммарном выражении 100 млн руб. Сенаторы считают необходимым исключить из этих активов вспомогательные помещения.
Отдельным законопроектом уточняются и возможности прекращения упрощенного налогообложения. В Налоговом кодексе оговаривается, что предприятие не имеет право использовать УСН, если годовой доход предприятия превышает планку в 15 млн руб. Однако критерии применения УСН, которые установлены в НК - доля других компаний в уставном капитале предприятия, нематериальные активы и количество работников, почему-то не распространяются на порядок прекращения действия этой системы. Поэтому сенаторы поспешили устранить эту неточность в налоговом законодательстве.
Кроме того, одной из поправок в НК стало уточнение порядка расчета коэффициента базовой доходности малых предприятий. Этот коэффициент является корректирующим для ставки ЕНВД. Согласно Налоговому кодексу, он учитывает "особенности ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности ведения предпринимательской деятельности и иные особенности". Сенаторы предлагают разрешить региональным властям самим рассчитывать этот коэффициент с учетом местных реалий. Сейчас НК позволяет регионам устанавливать только "значения коэффициента".
Авторы поправок предлагают усовершенствовать систему администрирования единого налога на вмененный доход. По их мнению, малый бизнес должен вставать на учет в налоговых органах по месту своей фактической деятельности, то есть в муниципальном районе (сейчас их регистрируют региональные власти). Более того, сенаторы полагают, что предпринимателям следует отчитываться о своей работе в налоговых органах не один раз в квартал, а ежемесячно. Помимо этого, они обязаны платить ЕНВД заранее - в течение первых пяти дней после постановки на учет, а не в конце налогового периода, как записано в НК.
Все эти поправки, кроме изменений в администрировании единого налога на вмененный доход, готовы поддержать в Общероссийкской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России". Руководитель ее комитета по налоговой и фискальной политике Александр Паперно считает, что перевод полномочий по сбору налога на местный уровень, регистрация по месту фактической деятельности и введение ежемесячной отчетности ухудшит положение налогоплательщиков. Этими мерами законодательство "убьет нестационарную торговлю", предупредил он. Новый же порядок уплаты ЕНВД по принципу авансовых платежей, по словам Паперно, приведет к дополнительной нагрузке на малый бизнес.
Его поддерживает председатель экспертного совета Госдумы Михаил Орлов. Эксперт отмечает, что фактически новации предполагают введение "лицензирования видов деятельности по месту регистрации" для малого предприятия, "что всегда осложняет жизнь".
Выслушав мнение экспертов, председатель комитета Совета Федерации по бюджету и налогам Евгений Бушмин заявил, что его можно учесть при обсуждении законопроектов перед внесением поправок в правительство. "Однако общая концепция должна сохраняться: мелкий бизнес надо рассматривать на местном уровне, на то он и мелкий", - сказал сенатор.
Между тем представитель организации "ОПОРА России" предложил членам Совета Федерации обсудить другие проблемы малого бизнеса в упрощенной системе налогообложения. В частности, необходимость повышения объемов дохода компаний, которые позволят воспользоваться им УСН. Александр Паперно заметил, что критерий допуска к упрощенным режимам можно было бы увеличить «хотя бы до 100 млн руб. в год».
Михаил Орлов, в свою очередь, сказал, что не советует "резко увеличивать обороты компаний". Это надо делать постепенно, периодически индексируя первоначальную ставку объема доходов. Соответственно, сейчас 15 млн руб. целесообразно увеличивать на 20% с учетом двухгодичной инфляции.
Евгений Бушмин заметил: "Я знаю, что это (15 млн руб. в год) для малого бизнеса - ничто, это мало". Он пообещал поднять этот вопрос, а также сообщить о других предложениях экспертов во время обсуждения налоговых законопроектов в комитете Совета Федерации по бюджету и налогам. Все поправки в ближайшее время поступят в комитет, а затем эта инициатива СФ может быть внесена в правительство.
Большинство законопроектов, предложенных временной налоговой комиссией верхней палаты, правительство, "безусловно, поддержит", заявил заместитель министра финансов Михаил Моторин.
А первый замглавы Минфина Сергей Шаталов вчера уточнил коллегу: ведомство "негативно относится к распространению упрощенных режимов налогообложения на средний бизнес". Поэтому Минфин не поддерживает идею повышения уровня годового оборота до 100 или 300 млн руб., позволяющего предприятиям вступать в эту систему.