Источник: Бюро Правовой Информации от 29.04.2004
Государство намерено отказаться от части своих социальных обязательств перед гражданами, а исполнение оставшейся части доверить регионам. Также планируется заменить социальные льготы денежными компенсациями, которые по объему будут в несколько раз их меньше. При этом пенсионеры, инвалиды и другие социально незащищенные слои населения пострадать не должны.
Сегодня на заседании правительства заместитель министра финансов Татьяна Голикова сообщила, что ее ведомство предлагает внести поправки в 153 действующих федеральных законодательных акта. Изменения необходимы, чтобы разграничить расходные полномочия различных уровней власти для обеспечения социальных обязательств государства. Еще 35 действующих законов или отдельных норм законов либо не выполняются совсем либо настолько устарели, что не поддаются системной правки. Их надо вообще отменять.
Все эти законы и нормы, по выражению Татьяны Голиковой, "не вписываются в процедуру разграничения полномочий или приостанавливались в течение последних трех-четырех лет законом о федеральном бюджете". Она их назвала "нефинансируемыми мандатами". Это означает, что предлагается отменить ряд социальных обязательств государства перед гражданами, которые и так не выполнялись, поскольку не были обеспечены достаточными финансовыми ресурсами. Наведение порядка в полномочиях властей и отмены в законодательстве нефинансируемых мандатов, по оценке Минфина, позволят значительно сократить общий объем расходных обязательств бюджетной системы, которые сейчас составляют примерно 6,5-7 трлн руб.
Минфин впервые подробно озвучил идею разграничения полномочий между уровнями власти в марте этого года. "В рамках такого разграничения необходимо сократить, а затем и полностью ликвидировать нефинансируемые мандаты, подрывающие не только бюджетную систему, но и доверие к государству, декларируемой им социальной политики", - пояснили БПИ в финансовом ведомстве Алексея Кудрина.
В частности, предполагается перераспределить объем поступлений от налога на прибыль между федеральным и региональными бюджетами. То есть, взять у субъектов Федерации и отдать государственной казне. По идее Минфина, регионы должны получать не 18,4% всех поступлений налога (его ставка - 24%), а на 3,5% меньше. Тогда федеральная составляющая вырастет с 5% до 8,5% всех поступлений. В абсолютном выражении консолидированный бюджет субъектов лишится в следующем году порядка 97 млрд руб.
Между тем на сегодняшнем заседании правительство все-таки решилось уменьшить аппетиты федеральной казны и увеличить поступления в нее налога на прибыль не более, чем на 1%. После заседания министров заместитель председателя Совета Федерации Светлана Орлова главным доводом в пользу этой позиции назвала сумму финансирования социальных льгот на федеральном уровне в 27 млрд руб. В этой связи вполне справделиво не забирать у регионов дополнительно 97 млрд, а взять около 1% (это 25-26 млрд руб.).
При этом кабинет министров согласился взять на себя обязательства по финансированию льгот только инвалидам, а по остальным видам соцпомощи - детским пособиям, льготам матерям-одиночкам, ветеранам труда и ветеранам тыла, несовершеннолетним детям, военнослужащим - будут платить регионы и муниципалитеты.
К обещанным регионам 47% доходов консолидированного бюджета страны прибавятся еще 5-6%, поскольку федеральная казна будет помогать им финансированием. Эта финансовая помощь будет заложена в статьи расходов бюджета-2005 и станет распределяться пропорционально между регионами в течение всего года по результатам дополнительных поступлений. "Основные изменения (в распределении бюджетных доходов) затронут соотношения между региональными и местными бюджетами", - говорят в Минфине. При этом органы местного самоуправления освобождаются от выполнения "значительного объема государственных обязательств".
Однако сами представители региональных и муниципальных властей недовольны всей распределительной системой. Расходы, которые с государственного уровня на них перекладываются, не будут профинансированы в полном объеме. Понять их можно. По словам Светланы Орловой, на региональный и муниципальный уровни "спускаются" полностью доходы от сборов транспортного налога, единого налога на вмененный доход, земельный налог. "Сейчас эти налоги не собираются", - утверждает она. Причина - их сложное администрирование. Поэтому прежде, чем взваливать эту ношу на местные власти, надо упростить механизм налоговых сборов.
Председатель комитета Совета Федерации по бюджету и налогам Евгений Бушмин имеет свою точку зрения на этот счет. Уровень бюджета, в который должны начисляться сборы, зависит от "легкости" администрирования налога. "Чем легче налог собрать, тем выше должен быть уровень власти", - считает он. Однако руководители регионов и муниципалитетов так не думают. Их удручает позиция федерального правительства, которое хочет существенно увеличить расходы властей субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Эти расходы, по словам мэра Череповца Михаила Ставровского, окажутся несопоставимы с переносимыми на местный уровень доходами.
Именно на этот уровень предлагается спустить большую часть социальных обязательств государства перед гражданами. Например, на местные бюджеты ляжет основная нагрузка на финансирование ежемесячных доплат к пенсии для граждан, уходящих на заслуженный отдых после 2005 года. Эти доплаты, по идеи правительства, должны заменить льготы, которыми в настоящее время пользуются пенсионеры. Нынешним старикам-льготникам предполагается предоставить выбор - либо деньги, либо льготы. В долгосрочной перспективе это может привести к снижению расходов консолидированного бюджета, надеются в Минфине.
Сейчас, сообщил БПИ председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев, право на льготы имеют 38 млн человек, однако пользуются ими не более 16 млн. В Пенсионном фонде РФ, такой разрыв объясняют "двойным" счетом - когда одного и того же человека вносят в свои списки несколько социальных учреждений. Сегодня же в командировке в Салехарде президент Владимир Путин принял заочное участие в правительственной дискуссии, отметив, что "в полном объеме этими льготами пользуется 10% льготников, а 90% льгот используются абсолютно неэффективно.
И с тем, что финансирование льгот по нынешнему законодательству происходит крайне неэффективно, соглашаются все чиновники. Часть пенсионеров, живущих не в больших городах, а в провинции, не пользуются бесплатным проездом или телефоном, а бюджет должен учитывать их право на такие льготы и выделять на это средства.
По мнению депутата Исаева, получать натуральные льготы захотят только 20% граждан, а остальные предпочтут надбавки к пенсиям. "Но это важный психологический момент - предоставить выбор: для инвалидов право на бесплатные лекарства гораздо более значимо, чем деньги", - уверен он.
Вместе с тем министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов на правительственном заседании сообщил, что большинство опрошенных специалистами его ведомства ветеранов и инвалидов выступают за возможность замены полагающихся им льгот на денежные выплаты. "В целом настроение у опрошенных более позитивное, чем негативное", - отметил Зурабов.
Между тем противники такой замены обращают внимание на то, что предлагаемые размеры денежных компенсаций в несколько раз меньше тех льгот, которые сейчас предоставляются ветеранам и инвалидам. Кроме того, надо еще посмотреть, где живет человек: в богатом или бедном с точки зрения бюджетной обеспеченности регионе. Поэтому одни льготники могут получить существенную добавку к доходам, а другие - многое потерять.
В Минэкономразвития признают, что объем обязательств по предоставлению натуральных льгот вкупе с денежными компенсациями создаст дополнительную нагрузку на бюджеты. Сейчас льготами пользуется лишь половина, а те, кто не пользуется, сразу выберут денежное возмещение. К тому же часть льгот не финансируются за счет казны - за это платят поставщики услуг. А бюджет возмещает им расходы "нерегулярно и не в полном объеме". По данным Минфина, из 165,5 млрд руб. реальной стоимости льгот бюджет в реальности компенсирует только 35-40 млрд руб.
И министерство здравоохранения и социального развития, и Минфин, которые вместе разрабатывали поправки в законодательство об отмене льгот, все-таки соглашаются с тем, что общая ответственность за социальную политику полностью лежит на правительстве. Тем более, что об этом сегодня настоятельно напоминали президент и премьер-министр.