Электронные прорывы налогового ведомства

Назад

Заместитель главы ФНС России Даниил Егоров Налоговое ведомство активно участвует в работе над созданием необходимых форматов и форм электронных документов, демонстрируя всем своё желание перевести налогоплательщиков на электронный документооборот. Чего же смогли достичь налоговики в данной области? Как происходит переход налогоплательщиков от «бумаги» к электронным документам? Успехами на этом поприще поделился заместитель главы ФНС Даниил Егоров.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: ЕГОРОВ, Даниил Вячеславович — заместитель главы ФНС России, советник государственной гражданской службы II класса. Родился в 1975-м, окончил Университет дружбы народов (юриспруденция). 2001–2010 работал в налоговых органах. Занимал посты: главы отдела рассмотрения споров с крупнейшими налогоплательщиками; замначальника, а затем и начальника Управления досудебного аудита ФНС. ☆★

Электронный прорыв налогового ведомства Егоров отметил, что возникающая обязанность представления налоговых деклараций в электронном виде становится непременным условием лишь при условии, что средняя численность сотрудников предприятия за предыдущий календарный год превысила сто человек. В иных случаях налогоплательщиками может быть самостоятельно выбрано в какой форме сдавать отчётность — в электронной или «бумажной». Несмотря на это, уже сейчас более семидесяти процентов деклараций в налоговые органы представляются в электронном виде. Однако, кроме электронных деклараций, существует проблема «электронизации» и других документов, которые, по словам Егорова, лишь «рождаются для электронной жизни».

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Приказом ФНС РФ от 05.03.2012 № ММВ-7-6/138 утверждены электронные форматы счёта-фактуры, журнала учёта принятых и выставленных счетов-фактур, а также книги покупок продаж, дополнительных листов к ним. Приказ вступил в законную силу 23-го мая 2012 г. ☆★

В настоящее время не имеется никаких препятствий тому, что электронные счета-фактуры сменят бумажные. Использовать счёт-фактуру (СФ) в электронной форме или нет — решает каждый налогоплательщик для себя. ФНС же были созданы все условия не просто для использования данной возможности, но и для полного перехода на новую систему. Значимо, что по закону СФ в электронной форме полностью заменяет свой бумажный аналог. То есть, это реальная альтернатива, а не дополнение.

Можно использовать систему Диадок, или разработанный специалистами ОВИОНТ ИНФОРМ Set-Up клиент этой системы программу «Баланс-2: Хранение и обмен электронными документами» Обмен электронными СФ реализуется по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной подписи и с использованием соответствующего программного обеспечения. В качестве такого ПО можно использовать, в частности, систему Диадок, или разработанный специалистами ОВИОНТ ИНФОРМ Set-Up клиент системы Диадок программу «Баланс-2: Хранение и обмен электронными документами».

Система Диадок работает безотказноПорядок обмена регламентирован приказом Минфина № 50н. Для обмена СФ между хозяйствующими субъектами нужно лишь согласие сторон.

Когда стороны достигли договорённости, то при отгрузке товаров или завершении работ «продавец» формирует СФ, заверяет его усиленной квалифицированной электронной подписью и через оператора электронного документооборота (ЭДО) направляет покупателю. Если у предприятий различные операторы ЭДО, то, по словам Егорова, это не является препятствием для такого обмена, однако нужны совместимые технические средства и возможности для приёма и передачи электронных СФ. Конечно проблема роуминга между системами различных операторов ЭДО пока не решена полностью, однако определённые усилия в этом направлении вполне очевидны. Также установленные правила используются и при направлении СФ в налоговые органы.

Операторы ЭДО, фиксирующие дату доставки электронного документа, фактически выступают гарантами доставки. В случае каких-либо сложностей, например, если извещение о получении документа не было доставлено, либо не получено от оператора подтверждение об отправке файла, продавец обязан выяснить у оператора причины накладки. Обычно после этого достаточно повторить операцию направления ранее составленного СФ без изменения его реквизитов.

Получение подтверждения об отправке от оператора — немаловажный этап. Оно придает ЭСФ юридическую значимость и удостоверяет факт обмена и его дату. Данная процедура решает спорные вопросы в большинстве случаев. Если же СФ не будет получена покупателем и при повторе, у продавца существует возможность составить документ в бумажном виде с теми же реквизитами, заверив его подписью главного бухгалтера.

«Баланс-2: Хранение и обмен электронными документами», и о бумажных документах забудете! Ответственность предприятия и оператора в каждом конкретном случае обусловливается условиями договора между ними.

Таким образом, сейчас выставление и получение СФ в электронной форме может быть осуществлено лишь при участии специализированных организаций, которые в соответствии с приказом ФНС ММВ-7-6/253@ являются операторами ЭДО.

Экономьте бумагу и своё здоровье ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: ФНС также недавно утвердило электронные форматы по первичным документам «ТОРГ-12» и «Акт приемки-сдачи работ (услуг)», которые являются одними из наиболее востребованных документов при налоговых проверках. По статистике налогового ведомства, чаще запрашиваются только счета-фактуры. ☆★

Принятие форматов по этим первичным документам понятно, поскольку именно ими оформляются хозяйственные операции между продавцами и покупателями; исполнителями и заказчиками при реализации товаров/услуг, приемке-передаче выполненных работ. ФНС заявила, что готова принимать уже сейчас документы от предприятий по утверждённым форматам. При этом следующий шаг — разработка форматов для «ТОРГ-2», а также для документов, прилагающихся к налоговой декларации по НДС, для обоснования применения налоговой ставки 0%.

По всей видимости, налоговое ведомство не просто так ратует за расширение ЭДО между ним и хозяйственными субъектами. Похоже, постепенно встает вопрос о серьёзной автоматизации выездных налоговых проверок. Этот шаг, в перспективе, позволил бы налоговикам значительно расширить круг предприятий, охваченных выездными проверками, и проводить 100% выездной налоговый контроль в установленные законодательством сроки, что является весьма актуальным, особенно для крупных городов.