Инфраструктурный тупик российской экономики

Назад

Инфраструктурный тупик российской экономики Износ инфраструктуры в отечественной экономике уже таков, что мерило для него — не проценты ВВП, а десятилетия. И, как следствие, человеческие жизни. Нашу страну в самое ближайшее время ждёт стремительный рост крупных техногенных аварий, которые вскоре могут привести к вымиранию населения России. Основание — саморазрушение доставшейся по наследству от СССР инфраструктуры, уже отработавшей своё. А на долгосрочные вложения в неё рассчитывать не приходится. Хотя бы потому, что даже в правительстве признают, что механизмов инвестирования в нашей экономике не предусмотрено.

К подобному заключению пришли работники Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Правда, в этом году, к счастью, не было крупномасштабных лесных пожаров и наводнений, последствия от которых умножаются на профнепригодность властей.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Ещё несколько лет назад, до последних масштабных лесных пожаров в европейской части специалисты знали, что опасность стихии преуменьшена, и больше такого жаркого лета 2010-го российские, — по крайней мере, подмосковные, — леса не выдержат. ☆★

В конечном итоге, ветшание инфраструктуры вместе с износом основных фондов со временем превращаются в стержневые проблемы экономики. Значительно более существенные, чем темпы роста ВВП и инфляции. Ведь возмездием за то, что об этих проблемах «забыто» или до них просто «не доходят руки», будет не понижение уровня жизни, а сама возможность существования.

Попытки измерить износ процентами уже несостоятельны ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Росстат утверждает, что самый высокий износ основных фондов зарегистрирован в отрасли сбора, очистки и распределения водных ресурсов. Он составляет почти 54 процента. Выше — лишь в промышленном рыболовстве (износ — две трети). Наиболее «спокойное» положение — в деревообработке: «лишь» треть мощностей. Амортизация в ключевой отрасли, «производство, распределение воды, газа, электроэнергии» превысило 40%. ☆★

Износ же в различных сферах электроэнергетики — от 55% до двух третей. В мире — критическим, если не максимально допустимым для амортизации агрегатов в энергетике считается 40-летний период. Собственно окончательный износ оснащения на столичной подстанции, заставил 8 лет назад два миллиона москвичей, лишившихся электроэнергии, узнать термин «блэкаут»: полетели трансформаторы, отработавшие 45 лет, то есть ещё «хрущёвские».

О должном восполнении основных фондов можно только мечтать. Де-юре вклады в основной капитал всё-таки повышаются последнее десятилетие, превысив 10 трлн. рублей, но это если не брать в расчёт посткризисный 2009-й. Однако, пропорционально масштабам экономики инвестиции не восстановились даже на предкризисном уровне, год от года снижаясь в процентах ВВП.

Отток инвестиций в основной капитал — тенденция последней пятилетки. Главным образом, вложения в основной капитал были сокращены иностранными собственниками. Несмотря на неутихающие разговоры о насущности незамедлительного совершенствования основных фондов предприятий, сокращены и российские вложения. Их величина в госсобственности опустилась ниже отметки 2001-го. Бюджетное финансирование, причём, всех уровней, направленное в основной капитал, было урезано до «ординара» десятилетней давности.

Когда нужна помощь на РЖД, а МЧС В общих чертах, 20% ВВП, — а именно таков сейчас показатель российский промышленности, — уровень вложений в основной капитал, достаточный лишь для крупных экономик.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Аналогичный показатель, и даже ниже — в Великобритании, Германии, Франции. Но экономики этих стран относят к числу «развитых»: общее положение в инфраструктуре там заметно лучше, и средств на поддержку требуется меньше. Активно развивающиеся экономики нуждаются в более высоких инвестициях, направляемых в основной капитал. В Китае данный показатель превышает 40%, в Индии составляет порядка 30%. Это, соответственно, и приводит к более высоким темпам роста. ☆★

Наших сегодняшних инвестиций в основной капитал не хватит не только на модернизацию, но и на поддержание инфраструктуры в рабочем состоянии. Предостережения о растранжиривании без возмещения советского наследства с каждым годом превращаются из предостережений о грядущих технологических катастрофах в явь. И наиболее остро они наблюдаются в транспортной, энергетической и коммунальной сферах.

Вести из регионов о пожарах и наводнениях или просто о разрушающихся домах, провалившихся грунте или «автобанах», успехах МЧС по ликвидации всего этого стали привычными. Страдают не только регионы, но и столицы. Положение на транспорте не многим лучше. Ведь даже самолёт, не так давно разбившийся вместе с командой не самого бедного в стране хоккейного клуба «Локомотив» из Ярославля почти 20 лет «бороздил воздушный океан». Что уж говорить о степени изношенности средств передвижения «простых смертных». В столице до сих пор катаются трамваи, сделанные в ЧССР. Причём, не последние модели из страны, давно канувшей в Лету.

Что, Газпрому и Лукойлу деньги потратить не на что, кроме как на футболистов, получающих мячом по затылку? Всегда ли износ подразумевает катастрофу? Нет, стоЯт и стОят дорого «сталинки», бегают собранные в 50-е годы автомобили «Победа». Но они-то, по крайней мере, ремонтируются любящими хозяевами. В промышленности же система контроля надежности и качества уничтожена, а потому катастроф, судя по всему, не избежать. Но стоит задуматься хотя бы о снижении и локализации их последствий. Для этого работу оборудования всё-таки следует контролировать, необходимы технические поддержка и сопровождение.

Мощности слишком многих отраслей — в жалком состоянии. Отсутствует технологическая координация между производственниками и «эксплуататорами». Не удивительно, за последнее время была провалена система подготовки специалистов и руководителей. Причём, не только начальников отделов, цехов, отдельных предприятий, но и экономики в целом.

Такие отрасли как транспорт, энергетика, тот же ЖКХ должны быть если не в одних руках, и желательно государственных, то хотя бы вертикально интегрированы и с наличием контроля со стороны государства. А то предприятия вместо повышения инвестиций в основной капитал тратят деньги куда угодно. Конечно, вложения в большой спорт дают более «громкую» и быструю «отдачу», но и о своих предприятиях неплохо бы задуматься.

Пока «Зенит» со «Спартаком» привычно возглавляют футбольную таблицу, износ трубопроводов их спонсоров всё увеличивается. Да и состояние РЖД, поддерживающих третий пьедестальный клуб — «Локомотив» тоже далеко от идеала. А зря! Так ведь, в итоге, наши щедро финансируемые клубы и до соревнований могут не добраться. И примеры этому уже есть.