Сильные и слабые стороны виртуальных банков

Назад

Сильные и слабые стороны виртуальных банков Результаты проведённого недавно социологического опроса о знакомстве с «интернет-банкигом» подтвердил мнение экспертов, что служба ещё не получила в нашей стране широкого распространения. Цифра фонда «Общественное мнение» звучит как приговор сервису. Три четверти россиян сообщили, что они не имеют информации об этой услуге. Ну, или не желают пользоваться ею. И только каждый восьмой из респондентов использует сервис. Как говорил небезызвестный Матроскин: «на дворе ХХ век, а у нас пара валенок на двоих…»

Банкиры, вроде, стараются, постоянно расширяя выбор виртуальных банковских услуг, а спрос на них отстаёт от предложения. Не принимающие нововведения мотивируют это неудобством и непонятностью на интуитивном уровне.

Аналитики же видят главной преградой прорыва в виртуальный банкинг не отсутствие удобств, а психологическую установку граждан страны на использование кредитных учреждений преимущественно в качестве механизма получения зарплаты и оплаты коммунальных услуг.

Однако статистика значительно различается в различных слоях общества. Работники соответствующих банковских служб убеждены, что с интернет-банкингом знакомы три четверти молодых людей (до 35-ти лет). И не просто знакомы, а являются активными пользователями сервиса.

Не пора ли забыть очереди к окошку В целом согласны с итогами опроса ФОМа и банковские аналитики. Ими названа цифра: пользователей сетевого банкинга около четверти среди россиян, для тех банков, кто развивает удаленные услуги. При том, что найти среди банков «ретроградов» непросто.

Несмотря на общепринятые каналы банковского обслуживания, типа стояния в очереди к окошку, специалисты верят, что понемногу ситуация изменится. Во многом, благодаря распространению широкополосного доступа к Интернет и, как следствие, большей осведомлённости о новых электронных услугах. А также, во многом благодаря … «сарафанному радио».

Интернет-банк подойдёт всем клиентам кредитных учреждений, уверяют аналитики. Переход на «карточную систему» неминуем, а помимо информационного сервиса, позволяющего держать под контролем расходы по банковским продуктам, сервис «виртуальный банк» предоставляет возможности пользования удалённым управлением счётом: открытием или пополнением вклада, оплатой разнообразных счетов, погашения задолженности.

Каждый интернет-банк должен предоставлять такой спектр услуг: денежные переводы, включая онлайн платежи за различные сервисы, такие как оплата мобильной связи. Не говоря уже о выписке по банковским операциям клиента. Без данных возможностей банкинга претензии на право называться реально качественным «виртуальным банком» просто необоснованны.

Как избежать «экспроприации излишков»? Совершенный сетевой банк, уверены специалисты, должен иметь в арсенале через возможность сеть партнёров совершить моментальный денежный перевод; оплатить налоги и услуги ЖКХ. Не говоря уже о постоянной защищённой связи для решения разных вопросов управления счётом, типа СМС–информирования. Помимо этого, виртуальное финансовое учреждение должно пытаться заменить «реального собрата», дистанционно урегулировать массу вопросов. Таких, как формирование системы регулярного общения с банком; блокирование – разблокирование; оформление – перевыпуск карты; открытие – закрытие счёта; выполнение просьб увеличить лимиты по операциям; оформление заявок на кредит.

Среди лидеров роста сегмента «монстры рынка»: Сбербанк и Альфа-банк, и «молодой дракон» — банк «Связной».

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Пока интернет-банка, удовлетворяющего всем условиям, на российском рынке не появилось. Хотя кредитные учреждения стараются, помимо «прожиточного минимума», создавая онлайн системы «под своего клиента» и завоевывая свою нишу на рынке. Кто-то сконцентрировался на возможности мгновенного пополнения ряда электронных денежных систем, перемещений средств между ними и умножения числа услуг, доступных через виртуальный банк. Кто-то сфокусировался на «внешних» переводах. Третьи сделали ставку на резервы работы с вкладами с любых устройств, имеющих выход в «паутину» и оснащённых разнообразными операционными системами; четвёртые — на валютных операциях. ☆★

По мнению банковских служб сетевой безопасности, защищённость клиента близка к абсолютной Но, на взгляд специалистов ОВИОНТ ИНФОРМ главный упор необходимо сделать на упрочении безопасности. И даже на убеждении пользователей, — как реальных, так и потенциальных, — в том, что они и их деньги в Интернете защищены.

Ведь «экспроприаторы», искусно «конфискующие излишки», скопившиеся на электронных счетах «буржуазии», сбрасывать обороты не спешат. И более того, экспертами отмечается постоянно повышающаяся боевитость и предприимчивость аферистов на поле интернет-банкинга.

Оценивая «плотность» Интернет – мошенничеств, банкиры называют цифру: одна афера на сотню тысяч клиентов. Конечно, «бывают отдельные редкие случаи», но кто же пустит в свою «тёмную комнату», тем более, далеко не каждый побежит в полицию, недосчитавшись тысячи в кармане после похода, к примеру, на рынок? А, вдруг, действительно, сам виноват?

По мнению банковских служб сетевой безопасности, защищённость клиента близка к абсолютной, в случае соблюдения клиентом простейших правил защиты информации угроза попросту равна нулю. Данные правила несложны — своевременный «апгрейд» антивирусной программы, соблюдение конфиденциальности своих персональных данных, как клиента банка.

Но, чтобы не говорили хранители банковской виртуальной защищённости, степень «надёжности сетевых крепостей» определяется не только неосторожностью клиента и несоблюдением им простейших норм безопасности. Обязательное условие при оценке уровня охраны данных в интернет-банке — наличие разовых паролей, которыми защищены ваши операции с виртуальной наличностью.

Укрепление безопасности онлайн-банкинга — самый существенный его потенциал развития. Ещё один серьёзный ресурс, — это реклама этой безопасности, разъяснение потенциальным клиентам что их деньги надёжно защищены. И, хотелось бы, хотя бы минимального страхования рисков, связанных с удалённой работой с денежными средствами.